Планируете купить новый монитор? Не знаете какую модель выбрать? От разнообразия моделей на витринах пестрит в глазах :-), а продавец-консультант не может грамотно объяснить преимущества тот или иной модели :-). Давайте разберемся в этом вопросе подробнее вместе!
Монитор - важная составляющая каждого компьютера, не смотря на то что он не влияет на производительность, он влияет на человека. Ведь все время пока пользователь находится за компьютером, он смотрит именно в монитор, независимо от рода деятельности (игры, интернет, работа, или тем более просмотр фильмов).
Чтобы облегчить себе выбор, стоит определиться с размером диагонали монитора и его предназначением, т.е. перечнем задач, которые вы будете выполнять работая за компьютером. Самые популярные размеры мониторов для дома 19"-22". C размером диагонали тесно связана другая важная характеристика - разрешение (количество пикселей по вертикали и горизонтали). Разрешение напрямую зависит от размера монитора, так например родное разрешение для стандартного монитора 19" (с соотношением сторон 4:3) составляет 1280х1024 (Рис.1), на широкоформатных моделях разрешение достигает 1920х1080 (FullHD) и выше (Рис.2). При покупке монитора с выбором диагонали необходимо определиться в первую очередь. Это зависит от личных предпочтений пользователя.
Рассмотрим подробнее устройство монитора. Конструктивно дисплей состоит из ЖК-матрицы (стеклянной пластины, между слоями которой и располагаются жидкие кристаллы), источников света для подсветки, контактного жгута и обрамления (корпуса), чаще пластикового, с металлической рамкой жёсткости. (Рис.3)
Каждый пиксель ЖК-матрицы состоит из слоя молекул между двумя прозрачными электродами, и двух поляризационных фильтров, плоскости поляризации которых (как правило) перпендикулярны. В отсутствие жидких кристаллов свет, пропускаемый первым фильтром, практически полностью блокируется вторым.
Поверхность электродов, контактирующая с жидкими кристаллами, специально обработана для изначальной ориентации молекул в одном направлении. В матрице эти направления взаимно перпендикулярны, поэтому молекулы в отсутствие напряжения выстраиваются в винтовую структуру. Эта структура преломляет свет таким образом, что до второго фильтра плоскость его поляризации поворачивается и через него свет проходит уже без потерь. Если не считать поглощения первым фильтром половины неполяризованного света, ячейку можно считать прозрачной.
Если же к электродам приложено напряжение, то молекулы стремятся выстроиться в направлении электрического поля, что искажает винтовую структуру. При этом силы упругости противодействуют этому, и при отключении напряжения молекулы возвращаются в исходное положение. При достаточной величине поля практически все молекулы становятся параллельны, что приводит к непрозрачности структуры. Варьируя напряжение, можно управлять степенью прозрачности.
Если постоянное напряжение приложено в течение долгого времени, жидкокристаллическая структура может деградировать из-за миграции ионов. Для решения этой проблемы применяется переменный ток или изменение полярности поля при каждой адресации ячейки (так как изменение прозрачности происходит при включении тока, вне зависимости от его полярности).
Во всей матрице можно управлять каждой из ячеек индивидуально, но при увеличении их количества это становится трудновыполнимо, так как растёт число требуемых электродов. Поэтому практически везде применяется адресация по строкам и столбцам.
Проходящий через ячейки свет может быть естественным — отражённым от подложки (в ЖК-дисплеях без подсветки). Но чаще применяют искусственный источник света, кроме независимости от внешнего освещения это также стабилизирует свойства полученного изображения.
Таким образом, полноценный монитор с ЖК-дисплеем состоит из электроники, обрабатывающей входной видеосигнал, ЖК-матрицы, модуля >подсветки, блока питания и корпуса с элементами управления. Именно совокупность этих составляющих определяет свойства монитора в целом, хотя некоторые характеристики важнее других.
Существуют 3 основных типа жидкокристаллических матриц. Все они изготавливаются по технологии TFT (Thin Film Transistor).TN + film, IPS и MVA - PVA 3 основные технологии, используемые при создании ЖК-дисплеев.
1. TN + film (Twisted Nematic + film).Часть "film" в названии технологии означает дополнительный слой, применяемый для увеличения угла обзора (ориентировочно - от 90° до 150°). Данный тип матриц ввиду своей невысокой стоимости и хороших характеристик пользуется большим спросом. Отличительной особенностью данной матрицы является маленькое время отклика , что важно для игр. Недостатками - невысокая цветопередача и низкие углы обзора . Другими словами, если вам нужен недорогой и "быстрый" игровой монитор, который, благодаря малому времени отклика пикселей, будет моментально реагировать на изменение игровой ситуации (например в гоночных симуляторах или 3D-Шутерах), то матрица TN - это Ваш выбор.
2.IPS (In-Plane Switching). По качеству цветопередачи матрицы IPS не имеют конкурентов и прекрасно подходят для работы с цифровой фотографией. Обычно такие мониторы используют дизайнеры, Web-разработчики, но если Вы не собираетесь использовать компьютер для игр и качество изображения для Вас важнее времени отклика - то IPS - будет лучшим выбором. Этот тип ЖК-матриц, по сравнение с TN, имеет высокое время отклика (порядка 20 мс), а так ж высокую стоимость.
3. MVA (Multidomain Vertical Alignment). Данный тип матриц - это нечто среднее между TN и IPS. Они имеют довольно большие углы обзора, высокую контрастность, но опять же очень медленны и практически непригодны для игровых конфигураций. Лучше всего такие матрицы подходят для работы с текстом, чертежами или графикой. PVA (Patterned Vertical Alignment) - Это улучшенный вариант матрицы MVA. PVA технология не имеет каких-либо недостатков, кроме уже имеющихся и у MVA, они демонстрируют намного более высокую контрастность и имеют значительно более предсказуемое качество изготовления благодаря производству на заводах только одной компании. Таким образом, PVA-матрицы имеют те же предназначения и противопоказания, что и MVA – они отлично подходят для работы с чертежным текстом и графикой, просмотра фильмов и малоподвижных игр, однако будут далеко не лучшим выбором для динамичных игр или работы с цветом.
Переходим к основным характеристикам мониторов. Размер пикселя (точки). Это расстояние между центрами соседних пикселей. Этот параметр непосредственно связан с физическим разрешением. Чем меньше размер пикселя, тем выше чёткость изображения на мониторе (т.к. физически количество пикселей получается бо?льшим). Но многим нравится крупный размер пикселя, т.к. при малом размере происходит уменьшение текста и мелких деталей изображения. Сильно заострять внимание на этом параметре не стоит, а просто подобрать себе тот монитор, который подходит вашим глазам. Ниже приведена таблица с основными характеристик различных типов матриц.
Диагональ матрицы, дюймы |
Разрешение | Соотношение сторон |
Расстояние между пикселами, мм |
Пикселов на дюйм (PPI) |
|
обозначение | в пикселах | ||||
15 | XGA | 1024 x 768 | 4:3 | 0,297 | 85,5 |
16 | SXGA | 1280 x 1024 | 5:4 | 0,248 | 102,4 |
17 | WXGA | 1280 x 768 | 15:9 | 0,2895 | 87,8 |
17 | SXGA | 1280 x 1024 | 5:4 | 0,264 | 96,2 |
17 | WXGA+ | 1440 x 900 | 16:10 | 0,255 | 99,6 |
18,1 | SXGA | 1280 x 1024 | 5:4 | 0,2805 | 90,6 |
19 | SXGA | 1280 x 1024 | 5:4 | 0,294 | 86,3 |
19 | WXGA+ | 1440 x 900 | 16:10 | 0,284 | 89,4 |
19 | WXGA | 1600 x 1200 | 4:3 | 0,242 | 105,3 |
20,1 | WSXGA+ | 1680 x 1050 | 16:10 | 0,258 | 98,4 |
20,1 | UXGA | 1600 x 1200 | 4:3 | 0,255 | 99,6 |
20,8 | QXGA | 2048 x 1536 | 4:3 | 0,207 | 122,7 |
21,3 | UXGA | 1600 x 1200 | 4:3 | 0,27 | 94 |
22 | WSXGA+ | 1680 x 1050 | 16:10 | 0,282 | 90,1 |
22,2 | WQUXGA | 3840 x 2400 | 16:10 | 0,1245 | 204 |
23 | WUXGA | 1920 x 1200 | 16:10 | 0,258 | 98,4 |
23,1 | UXGA | 1600 x 1200 | 4:3 | 0,294 | 86,9 |
24 | WUXGA | 1920 x 1200 | 16:10 | 0,269 | 94,34 |
26 | WUXGA | 1920 x 1200 | 16:10 | 0,2865 | 87,1 |
27 | WUXGA | 1920 x 1200 | 16:10 | 0,303 | 83,9 |
30 | WQXGA+ | 2560 x 1600 | 16:10 | 0,251 | 101 |
Контрастность. Этот параметр означает отношение максимальной яркости (белый цвет) к минимальной яркости (чёрный цвет) экрана. Говоря простым языком, чем выше контрастность, тем лучше матрица отображает чёрный цвет, а также оттенки и полутона. При низкой контрастности, если взглянуть на монитор при неярком внешнем освещении, то можно заметить, что экран не чёрный, а тёмно-серый. Приемлемой для глаз считается контрастность 250:1, хорошей - контрастность 300:1, очень хорошей - 400:1. Стоит отметить, что часто производители указывают т.н. динамическую контрастность. Динамическая контрастность (Dynamic Contrast, DC) - величина максимальной контрастности при использовании режима динамической контрастности. Этот режим предусматривает анализ выводимого изображения и регулировку среднего уровня контраста в соответствии с изображением. Это позволяет улучшить качество картинки. Следует отметить, что динамическую контрастность нельзя сравнивать с обычной контрастностью. Её значения могут доходить аж до 20000:1.
Угол обзора. Это угол относительно перпендикуляра к центру матрицы, при наблюдении под которым контрастность изображения в центре матрицы падает до 10:1. Проще говоря, при взгляде на ЖК-монитор не под прямым углом, качество картинки ухудшается. Естественно, что чем выше углы обзора монитора, тем лучше. Для комфортного просмотра достаточны углы обзора в 160/170 градусов.
Время отклика матрицы. Параметр, означающий время, которое пиксель ЖК-монитора затрачивает, чтобы перейти от активного (белый) состояния в бездействующее (чёрный) и обратно. Этот процесс измеряется в миллисекундах (мc). Более низкие числа означают более быстрые переходы и поэтому происходит меньше видимых искажений изображения. Мониторы с большим временем отклика создают искажения или пятна вокруг подвижных объектов. Некоторые производители указывают время отклика при переходе пикселя не от белого к чёрному, а от серого к серому (g2g). Это значит, что время отклика для "белый-чёрный" будет несколько бо?льшим. Для игровых компьютеров необходим монитор с малым временем отклика (2-5 мс). Рекомендуемый способ проверки времени отклика: откройте на компьютере пасьянс "Косынка" и быстро "повозите" туда-сюда карту по зелёному полю. На игровом мониторе "шлейф" от карты должен быть практически не заметен. В нынешнее время в мониторах повсеместно стала применяться технология компенсации времени отклика. Технология компенсации времени отклика (RTC - Response Time Compensation, Overdrive и Underdrive) - технология, обеспечивающая значительное ускорение переключения пикселей с чёрного на белый (Overdrive) и наоборот (Underdrive), а соответственно и уменьшение времени отклика матрицы. Рекомендуется покупать мониторы, поддерживающие эту технологию.
Не маловажным фактом является энергопотребление монитора. В последнее время наблюдается тенденция к снижению данного параметра, так например среднее энергопотребление современного монитора составляет порядка 20 Вт. Относительно недавно на витринах магазинов стал встречаться новый тип дисплеев - со светодиодной LED подсветкой, с еще более низким энергопотреблением. LED дисплеи все больше и больше завоевывают лидирующее позицию на рынке благодаря ряду преимуществ, по сравнению с традиционными LCD мониторами на основе CCFL(люминесцентной лампа) подсветки: улучшенные параметры яркости и контрастности изображения, более реалистичный черный цвет, улучшенные углы обзора. По своим физическим характеристикам LED тоньше и легче, что делает их удобными для размещения. Ввиду более низкого энергопотребления можно сказать, что LED мониторы более экологичны. Что ж мешает LED дисплеям окончательно вытеснить с рынка своего собрата CCFL-дисплеи ? - Цена. В данный момент времени LED технология является более затратной,что в свою очередь отражается и на цене. Время покажет как будут развиваться технологии на рынке мониторов, а нам лишь остается сделать выбор: переплачивать лишние деньги за преимущества LED технологии или нет.
Переходим к интерфейсам мониторов. На Рис.5 представлены основные порты (Display Port, DVI, D-Sub, HDMI).
VGA он же D-Sub - был разработан еще в далеком 1987 году для мониторов на электронно-лучевых трубках Он передаёт сигнал построчно, при этом изменение напряжения означает изменение яркости. Для устройств на ЭЛТ это было нужно для изменения интенсивности луча электронов. В настоящее время VGA считается устаревшим и активно вытесняется DVI, HDMI и DisplayPort. Крупнейшие производители электроники Intel и AMD объявили о полном отказе от поддержки VGA к 2015 году, тем не менее данный интерфейс является самым распространенным на сегодняшний день.
DVI - цифровой интерфейс, предназначенный для передачи видеосигнала в цифровом виде. Использование цифрового интерфейса позволяет увеличить качество передачи изображения.
HDMI - интерфейс для мультимедиа высокой чёткости, позволяющий передавать цифровые видеоданные высокого разрешения и многоканальные цифровые аудиосигналы с защитой от копирования. Основное различие между HDMI и DVI состоит в том, что разъём HDMI меньше по размеру, а также поддерживает передачу многоканальных цифровых аудиосигналов.
DisplayPort предполагается к использованию в качестве наиболее современного интерфейса соединения аудио и видеоаппаратуры, в первую очередь для соединения компьютера с дисплеем, или компьютера и систем домашнего кинотеатра. Технология, реализованная в DisplayPort, позволяет передавать одновременно как графические, так и аудио сигналы. Основное отличие от HDMI — более широкий канал для передачи данных (10,8 Гбит/с вместо 10,2 Гбит/с). Максимальная длина кабеля DisplayPort совпадает с HDMI — 15 метров. Через интерфейс DisplayPort 1.2 можно подключить до двух мониторов, воспроизводящих картинку размером 2560 х 1600 точек с частотой 60 Гц, либо до четырёх мониторов с разрешением 1920 х 1200 точек. При использовании одиночного монитора поддерживаемое разрешение возрастает до 3840 х 2400 точек с частотой 60 Гц, монитор с поддержкой частоты обновления 120 Гц поддерживается при разрешениях до 2560 х 1600 точек. Это позволяет стандарту DisplayPort 1.2 работать с технологиями построения стереоскопического изображения.

В современном мире электронные устройства уже давно перестали выполнять только одну функцию, так например сотовый телефон, кроме основного своего предназначения, легко совмещает в себе множество функций: камера, медиаплеер, gps-навигатор и многие другие. Не отстают от этой тенденции и мониторы. Производители стараются вмонтировать в них различные устройства: веб камеры-для возможности проведения видеоконференции; звуковые динамики-просто идеальный вариант для офиса, потому что не требует покупки отдельных звуковых колонок и не занимает драгоценное рабочее пространство на столе; встроенные USB порты - в этом случае Вам не придется "нырять" под стол чтоб подключить флешку к примеру. Так что при выборе монитора стоит обратить внимание на подобного рода полезные мелочи.
Блоки питания мониторов обычно бывают двух типов: внутренние и внешние. Первый вариант предпочтительнее, так как внешний блок питания - это лишь дополнительное неудобство, которые ввиду своих габаритов занимают больше пространства.
При покупке монитора стоит обратить внимание на наличие так называемых "битых пикселей". Данная ситуация происходит из-за зависания пикселя в одном из состояний: включено или выключено. В таком случае пиксель либо постоянно горит, либо всегда является потухшим. Проверить монитор на наличие "битых пикселей" можно с помощью специальных программ, например Ntes. Kоличество нерабочих пикселей ограничивается стандартом ISO 13406-2. Согласно количеству дефектов ISO 13406-2 выделяет следующие классы дефектов.
Стандартное разрешение |
Количество пикселей |
Допустимое количество дефектов |
||
Тип дефекта 1* |
Тип дефекта 2* |
Тип дефекта 3* |
||
1024 x 768 |
786,432 |
2 |
2 |
4 |
1280 x 1024 |
1,310,720 |
3 |
3 |
7 |
1400 x 1050 |
1,680,000 |
3 |
3 |
8 |
1600 x 1200 |
1,920,000 |
4 |
4 |
10 |
В последнее время технология 3D набирает все большую популярность. В компьютерной сфере данная технология прежде всего связана с разработкой компании Nvidia - NVIDIA 3D Vision. Сразу скажу, что это удовольствие не из дешевых. Чтоб наслаждаться 3D эффектом в играх, фильмах, 3D-изображениях Вам потребуется видеокарта (не ниже GeForce 8800), очки Nvidia 3D Kit, монитор и операционная система Windows Vista или Windows 7, а также для работы в режиме 3D Vision потребуется кабель Dual-Link DVI, по HDMI или VGA технология способна выводить изображение в режиме «анаглиф».(Рис.6).
Секрет стереовидения заключается в подаче для каждого глаза своего собственного изображения, ведь не секрет, что в обычных условиях наши глаза видят неодинаковую картинку. Чтобы реализовать для каждого глаза свою картинку, NVIDIA решила использовать затворные очки, которые закрывают изображение на экране для левого глаза в тот момент, когда демонстрируется картинка для правого глаза и наоборот. Плюсом данного решения является высокая четкость передаваемой картинки и отсутствие искажения цветов на экране при просмотре в 3D.
Минимальные системные требования
- Microsoft® Windows® Vista/Windows® 7 32-bit или 64-bit
- Процессор Intel® Core™2 Duo или AMD Athlon™ X2 или выше
- 1 ГБ оперативной памяти (рекомендуется 2 ГБ)
- 100 МБ свободного дискового пространства

Ниже привожу список мониторов с поддержкой режима 3D.
Название продукта | Разрешение | Поддержка Blu-ray 3D* |
Acer GD245HQ 120Hz LCD | 1920x1080 | + |
Acer GD235HZ 120Hz LCD | 1920x1080 | + |
Alienware™ OptX™ AW2310 120Hz | 1920x1080 | + |
ASUS VG236H 120 Hz | 1920x1080 | + |
BenQ XL2410T | 1920x1080 | + |
Hannstar HS233 | 1920x1080 | + |
Lenovo L2363dwA | 1920x1080 | + |
LG W2363D 120 Hz | 1920x1080 | + |
LG W2363DB 120 Hz | 1920x1080 | + |
NEC F23W2A | 1920x1080 | + |
Planar SA2311W | 1920x1080 | + |
Samsung® SyncMaster 2233RZ 120 Hz | 1680x1050 | - |
ViewSonic® FuHzion™ VX2265wm 120 Hz | 1680x1050 | - |
ViewSonic FuHzion VX2268wm 120 Hz LCD display | 1680x1050 | + |
На сайте NVIDIA можно найти список игр, совместимых с 3D Vision, чтобы понять, подойдет ли вам данная технология. Игр очень много, большинство современных и не очень имеются в списке, да и с отсутствующими в этом списке играми 3D-эффект можно получить. Причем для игр больше ничего не нужно – только включить 3D-эффект и все, играем. Игры-то основаны на трехмерных моделях, потому им не требуется адаптация. С фильмами все сложнее. Во-первых, нужна специальная трехмерная версия фильма, которая имеет два канала, две стереопары видео. Во-вторых, требуется специальный плеер, способный преобразовать два потока видео в один раздвоенный с учетом поддержки NVIDIA 3D Vision. И вот как раз с плеером настоящая засада: самый функциональный Stereoscopic Player не бесплатен, к тому же очень навязчиво требует денег, ограничивая просмотр фильма всего несколькими минутами. Из-за этого от плеера хочется побыстрее избавиться, но никак не купить. Среди других плееров выделить хороший нельзя – то не поддерживается 3D Vision, то не открывается формат, то возникают ошибки. Вывод в том, что бесплатного и качественного 3D-плеера пока нет, хотя в мире медиаплееров вообще много бесплатных программ. Просмотр фото в 3D также требует фотографии, сделанные в паре и программу для их просмотра.
Подводя итоги, можно сказать, что очки NVIDIA 3D Vision - неплохое дополнение к играм, которое скрасит, проведенное за компьютером время. Только не стоит забывать о своем здоровье: время от времени следует делать перерывы в использовании очков NVIDIA 3D Vision, чтобы снизить утомляемость глаз.
Здоровье глаз. При длительной работе за компьютером очень важно помнить о своем здоровье. В первую очередь от длительной работы за компьютером страдают глаза. Существует много техник для снятия усталости глаз приведу некоторые из них:
1) 30 секунд быстро моргайте, столько же времени смотрите прямо перед собой (повторите 3 раза).
2) Закройте глаза и вращайте по кругу глазными яблоками влево - вверх - вправо - вниз (повторите 4 раза).
3) Закройте глаза и посмотрите вверх - вниз (повторите 8 раз).
4) Крепко зажмурьте глаза на несколько секунд - резко широко откройте (повторите 5 раз).
Упражнение для снятия напряжения сглаз (движения производятся глазами по направлению стрелок).

В заключении нужно сказать, что выбор монитора дело сугубо индивидуальное, при этом необходимо помнить для каких целей Вы выбираете монитор. Прежде чем идти в магазин следует составить примерный список характеристик, которым должен обладать Ваш монитор, примерную его стоимость, чтоб не переплачивать лишние деньги, потому что цена в различных магазинах может сильно отличатся. Удобно сравнивать цены и технические характеристики в интернете, а при его отсутствии лучше прибегнуть к помощи продвинутых друзей (можно и меня о помощи попросить), если самим сделать выбор очень сложно. Перед покупкой обязательно попросите продавца подключить монитор не к VGA-разветвителю(это устройство которое разделяет видеосигнал на несколько мониторов, благодаря именно ему вы видите в магазине картину, когда на всех мониторах синхронно отображается одна и та же картинка), а на прямую к системному блоку, так как VGA-разветвители далеко не всегда качественно передают видеосигнал. Последнее слово при выборе монитора должно быть за Вами, так как монитор Ваш и работать за ним придется именно Вам. Удачного Вам выбора!